
Когда говорят про заводы по производству автомобильных воздухоочистителей, многие представляют конвейер с фильтрами-гармошками. Но настоящая кухня начинается с перепрофилирования технологий — например, когда бериевые покрытия из электронно-лучевых трубок вдруг оказываются на электродах ионизатора.
В 2019 году к нам приехали технологи из ООО Чэнду ТяньТянь Технология Медицинского Оборудования — их плазменные блоки для операционных показали КПД 99.7% по уничтожению спор Aspergillus niger. Мы тогда в цеху ломали голову, как адаптировать корпус под вибрации в 15 Гц. Помню, главный инженер тыкал пальцем в гофры HEPA-фильтра: 'В больнице это стоит статично, а в грузовике Scania трясётся как студень'.
Сертификация ISO 13485 для автокомпонентов — это отдельный ад. Лаборанты из НАМИ сначала не поверили, что мы можем уложиться в 28 дБ на третьей скорости. Пришлось перекраивать лопатки вентилятора, позаимствовав профиль от систем вентиляции для стерильных боксов. Кстати, именно тогда мы начали сотрудничать с https://www.cd-tt.ru по вопросам калибровки датчиков летучих органических соединений.
Самое сложное — объяснить заказчикам разницу между бактерицидным УФ-излучателем и фотокаталитическим блоком. Один дилер в Самаре три месяца требовал 'фиолетовую лампу как в солярии', хотя для разложения формальдегида нужен диоксид титана с определённой кристаллической решёткой. Пришлось везти ему образцы с завода в Чэнду с пробирками загрязнённого воздуха до и после очистки.
Наш технолог Александр, раньше работавший на оборонном предприятии по вакуумным приборам, как-то разобрал китайский озонатор. Увидел там вольфрамовые электроды с напылением — и замер. 'Ребята, это же модификация катодов от магнетронов!'. Оказалось, ООО Чэнду ТяньТянь использует технологии электровакуумного производства, где важна точность до микрона.
В 2021 году мы провалили партию для КамАЗа — плазменные блоки выходили из строя через 200 часов. Разобрались: в медицинских стерилизаторах используется постоянный ток, а в автомобиле генератор даёт пульсации. Пришлось разрабатывать схему с подавлением гармоник, позаимствовав решения из оборудования для стерилизации стоматологических инструментов.
Сейчас экспериментируем с датчиками частиц РМ2.5. В медицинских очистителях стоят лазерные счётчики за 300 евро, но для Жигулей это неприемлемо. Пробуем терморезистивные сенсоры — те, что в их стерилизаторах рабочей одежды контролируют микроволокна. Пока точность хуже на 15%, зато стоимость в семь раз ниже.
Когда начали собирать узлы для Лады Весты, столкнулись с дилеммой: китайские комплектующие проходят 19 циклов тестов по ISO 9001, но логистика съедает 23% стоимости. Попробовали заказывать титановые пластины у российского поставщика — и получили просадку по озону на 40%. Металлурги не учли, что для фотокатализа нужна степень чистоты 99,6%, а не 98%.
Особенно обидно было с системой обеззараживания салона УФ-излучением. В медицинских приборах ООО Чэнду ТяньТянь используются амальгамные лампы с ресурсом 12 000 часов. Наши инженеры решили сэкономить — поставили ртутные низкого давления. Через три месяца эксплуатации в условиях мороза отказы пошли пачкой. Вернулись к оригинальной технологии, но пришлось переделывать посадочные места под габариты.
Сейчас ведём переговоры о сборке блоков управления в Особой экономической зоне. Китайские партнёры передают нам прошивки для контроллера, но с оговоркой — алгоритмы обработки данных с сенсоров остаются на их серверах. Это создаёт задержку в 0.3 секунды, что для режима 'турбо' критично. Ищем компромисс.
Недавно тестировали прототип для электромобилей — там проблема с статическим напряжением до 450 В. Медицинские ионизаторы не рассчитаны на такие помехи. Пришлось комбинировать электростатические фильтры от серии очистителей для палат с помехозащищёнными блоками от стерилизаторов постельных принадлежностей.
Заметил интересный тренд: производители климат-контролей начали интересоваться нашей системой мониторинга воздуха в реальном времени. В больничных очистителях ООО Чэнду ТяньТянь стоит спектрометрический анализ летучих соединений, но его стоимость сопоставима с ценой всего автомобильного кондиционера. Упрощаем до трёх сенсоров — СО2, формальдегид, взвешенные частицы.
Коллеги из НИИ санитарии подсказали использовать нанопористые мембраны от аппаратов искусственной вентиляции лёгких. В тестах на микроавтобусе они показали эффективность 94% против вирусов гриппа, но стоимость фильтроэлемента выросла в 4 раза. Пока отложили до появления массового спроса.
Водители часто не понимают, зачем платить за 'медицинские технологии'. Объясняем на примере тестов в таксопарке: в машинах с нашими системами водители болели ОРВИ на 30% реже. Данные собирали полгода, сравнивая с контрольной группой с угольными фильтрами.
Сейчас внедряем гибридную систему для коммерческого транспорта — плазма+УФ+фотокатализ. Прототип тестировали в реанимобилях, теперь адаптируем для междугородных автобусов. Самое сложное — убедить перевозчиков в необходимости замены УФ-ламп раз в два года. Приходится делать съёмные блоки с QR-кодами для сервиса.
Если смотреть в будущее — скоро мы увидим автомобильные очистители с функцией ПЦР-анализа. ООО Чэнду ТяньТянь уже демонстрировали прототип детектора патогенов для аэропортов. Правда, пока он размером с чемодан и стоит как полавтомобиля. Но ведь и первые автокондиционеры занимали половину багажника.